В конституции рф права и свободы человека право граждан определены как непосредственно действую-на обращение щие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Различают несколько видов обращения граждан:
А) предложения — обращения граждан, направленные на
улучшение деятельности государственных органов, совершенст-
вование социально-экономических отношений и государственного
строительства в россии;
Б) заявления — обращения граждан по поводу реализации
принадлежащих им прав и законных интересов граждан;
В) ходатайства — обращения граждан с просьбой о призна-
нии за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с
пре-
доставлением документов, их подтверждающих;
Г) жалобы — обращения с требованием о восстановлении
прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями
государственных органов, должностных лиц (т. Е. Лиц, занимающих
должность в государственном органе или негосударственной
организации), владельцами различных форм собственности и
общественными организациями.
В российской федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению.
Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки — не позднее 1 5 дней - рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.